Международный опыт регулирования и внедрения генеративного искусственного интеллекта в сфере высшего образования
Представлен анализ международных рекомендаций по применению генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в сфере высшего образования. Выявлены ключевые тенденции, этические вызовы и стратегии интеграции технологий в высшем образовании. В фокусе исследования — противоречия между инновационным потенциалом ИИ (персонализация обучения, автоматизация рутины) и рисками (академическая недобросовестность, цифровое неравенство). Рассмотрены регуляторные инициативы (EU AI Act, стандарты КНР, декларации разработчиков), а также успешные практики внедрения, такие как адаптивные платформы MIT и цифровые ассистенты СберУниверситета. Основные выводы, которые можно сделать: необходимость баланса между технологическим прогрессом и этическими нормами, включая обязательную маркировку ИИ-контента и развитие «ИИ-грамотности»; важность глобальных стандартов для преодоления правовой фрагментации и цифрового разрыва; рекомендации для вузов: поэтапное внедрение ИИ, инвестиции в инфраструктуру и обучение кадров. Исследование вносит вклад в формирование стратегий адаптации высшего образования к эпохе применения генеративного ИИ, подчеркивая роль университетов как драйверов ответственного использования технологий. Результаты исследования могут быть полезны для администраций вузов, регуляторов и разработчиков EdTech-решений.